Психологический запор у ребёнка: причины и эффективные приёмы лечения

Психологический запор

Психологический запор у ребёнка: причины и эффективные приёмы лечения

Что такое психологический запор, причины какого характера его вызывают и чем он отличается от обычного? Обо всем этом и пойдёт речь в данной статье.

Проблемы с нормальным стулом у взрослых – это явление не редкое. Практически каждый третий ощущал на себе неприятные симптомы в связи с отсутствием дефекации. При этом большинство даже не догадывается об настоящих причинах данного заболевания.

В результате перемены режима питания или рациона, или образа жизни с недостаточной физической активностью  человека могут появиться проблемы с дефекацией.

Обычные затруднения с дефекацией спровоцированы патологиями в кишечнике и в других органах желудочно-кишечного тракта, если его вовремя не вылечить он может перейти в хронический запор.

Для лечения обычного запора необходимо начать питаться правильно, вести более подвижный образ жизни и использовать специальные свечи, которые обладают хорошими смазывающими качествами.

В медицине выделяют еще один вид запора – неврогенный. Под ним подразумевают отсутствие нормального стула, которое не имеет объективных причин и объясняется наличием психологических проблем или патологий нервной системы. Поскольку подавление позыва на дефекацию вызвано психологическими факторами, чтобы вылечить такой недуг следует обращаться к неврологу или психотерапевту.

Психологические проблемы запора

Существует множество психологических причин отсутствия нормального стула. Среди самых распространенных можно выделить следующие:

Рецепты, меню и продукты для диетического питания

  1. Заболевания нервной системы;
  2. Психические заболевания;
  3. Стрессовые ситуации;
  4. Командировки, частые поездки. Человек не может опорожниться в незнакомом для него месте.
  5. Скользящий график работы. Не вырабатывается привычка на определенное время испражнения;
  6. Синдром раздраженного кишечника.

Как определить причину появления неврогенного запора?

Чаще всего точно определить почему возник неврогенный запор у взрослых достаточно тяжело. Выявить проблему и определить недуг, который стал причиной запора, можно лишь при появлении других симптомов.

К примеру, боли в животе и плохой аппетит, бессонница и головная боль, усиленное газообразование, метеоризм и тому подобное. Если при обследовании выявлены заболевания, влияющие негативно на работу кишечника, следует предпринять все меры, чтобы их устранить.

Точных рекомендаций как бороться с неврогенным запором дать нельзя – это дело лечащего врача пациента.

Неврогенный запор у ребенка и его основные причины

Сталкиваясь с таким недугом как психологический запор у ребенка, большинство родителей понятия не имеют, что делать. Эта болезнь начинается с обыкновенного запора в связи с неправильным питанием и растет эта проблема с каждым днем так, что родители начинают паниковать.

Почему возникает психологический запор у ребенка?

В результате проблем с пищеварением и обычным запором, ребенок во время похода в туалет начинает чувствовать боль. В итоге формируется боязнь дефекации.

Малыш начинает бояться, что в следующий раз ему снова будет больно опорожняться, от этого он зажимается, до последнего сдерживается, и может даже обкакаться.

Такая ситуация опять вызывает затруднения с дефекацией и болезненные ощущения у ребеночка.

Психологический запор у ребенка 1,5-2 лет часто возникает в период приучения к горшку.

Иногда проблема со страхом похода в туалет появляется на почве применения неправильных методов воспитания, когда родители могут сильно поругать ребенка, который не попросился на горшок и «сходил в туалет» в штанишки.

Как результат, малыш может прийти к неправильному выводу, связав гнев родителей не с выпачканными штанами, а с самой процедурой дефекации. Разумеется, теперь ребенок, чтобы не расстраивать родителей, будет до последнего терпеть.

Неврогенный запор у детей может возникнуть в разном возрасте, однако зачастую данное явление педиатры наблюдают у деток от двух до четырех лет.

Психологический запор у ребенка 3 года случается в период привыкания к детскому саду или, когда ребенок оказывается в незнакомом месте (в гостях, в больнице).

Когда ребенок сознательно сдерживает испражнения и долгое время игнорирует позывы, в конечном итоге, это влечет за собой самого нарушения механизма дефекации, запор может приобрести хронический характер.

Малыш может ощущать страх перед походом в туалет даже в нормальных условиях, поскольку уже подсознательно ожидает боли.

В свою очередь хронический запор может спровоцировать в той или иной степени следующие последствия:

  1. Появление трещин прямой кишки, болезненности и кровотечений из заднего прохода;
  2. Плохое всасывание полезных веществ;
  3. Отравление организма;
  4. Воспаление слизистой оболочки;
  5. Повышение газообразования;
  6. Нарушение местного кровообращения;
  7. Развитие неврологических проблем.

Родителям не стоит воспринимать проблему у ребенка только как трудность с походом в туалет, хронический запор является серьезным недугом, который нужно начинать лечит как можно скорей.

Как лечить психологический запор?

Существует много методик лечения проблем с отсутствием нормального стула. Их использование зависит от того, почему возникла проблема сбоя механизма работы кишечника.

Поэтому перед началом лечения запора и приемом каких-либо медикаментов, необходимо обратиться к врачу для определения диагноза.

Поскольку самостоятельный прием лекарств может повлечь за собой усложнение состояния и обострение основной болезни.

Лечение психологического запора у взрослого человека

К решению проблемы неврогенного запора у взрослого следует подходить поэтапно. Первым делом следует выявить психологическую причину отсутствия нормального стула. Процесс испражнения напрямую зависит от работы головного мозга.

Перистальтика и продвижение каловой массы к выходу из прямой кишки контролируется нашим подсознанием, которое нам не подвластно.

Но управлять можно сознанием, поэтому для решения проблемы с отсутствием позывов к опорожнению следует осознанно обдумать ее и заставить кишечник работать в некомфортных условиях.

Когда подходит время необходимого испражнения нужно увеличивать количество выпитой воды. Будучи в гостях, командировке или другой не привычной обстановки в свой рацион стоит добавлять больше количества клетчатки, кислых фруктов и овощей, которые способствуют ускорению вывода кала наружу.

Ну и, разумеется, для борьбы с отсутствием регулярного стула следует увеличить свою физическую активность. Ходьба, бег, плавание помогут избавиться от проблем с запором.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

Если у вашего ребенка отсутствует постоянный стул, это может быть психологический запор, что делать в таком случае? Чтобы помочь преодолеть неврогенный запор необходимо сделать следующее:

  1. Обеспечить малышу мягкое безболезненное испражнение. При появлении неврогенного запора следует обязательно обратиться к гастроэнтерологу, чтобы сдать анализы на копрологию и дизбактериоз. Врач может обнаружить инфекции, или недостаток лакто-, бифидобактерий и прописать лечебный курс. Гастроэнтеролог также порекомендует лечебную диету для ребенка.
  2. Придать ребенку психологической уверенности. Необходимо с помощью похвалы, игр, сказок убедить ребенка, что какать — это обычный повседневный процесс и совершенно безболезненный.

Источник: https://zapora.net/psihologicheskij-zapor/

Психологический запор: у ребенка 2, 3, 4 года, что делать, почему возникает, как помочь, меры профилактики

Психологический запор у ребёнка: причины и эффективные приёмы лечения

› Психология ›

Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку.

У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает.

По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.

Причины психологического запора у детей

Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.

У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.

Причины запора в зависимости от возраста малыша:

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы.

После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения.

Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Как определить причину появления запора?

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:

  1. Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
  2. При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
  3. Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
  4. Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
  5. Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
  6. Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
  7. Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
  8. Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.

При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.

Профилактика психологических запоров в детском возрасте

Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:

  1. Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
  2. Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
  3. Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
  4. Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
  5. Поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.

Что такое психологический запор, почему возникает у ребенка и как помочь взрослому с ним справиться? Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/chto-takoe-psihologicheskij-zapor-pochemu-voznikaet-u-rebenka-i-kak-pomoch-vzroslomu-s-nim-spravitsya/

Психосоматика запора у ребенка: причины и методы лечения

Психологический запор у ребёнка: причины и эффективные приёмы лечения

страницаЗапор

Психологический запор у ребенка отличается от физиологической проблемы наличием внутренних переживаний и страхов. При такой причине продолжительного отсутствия дефекации обычные способы избавления от запора неэффективны.

Связь психосоматики и запора у детей

Психосоматика – наука, изучающая воздействие факторов психологического характера на состояние здоровья человека, возникновение заболеваний и их течение.

Психосоматическую основу заболевания у ребенка патология имеет в случае, когда маленькому человеку приходится сдерживать эмоции или потребности, бороться со страхами и опасениями самостоятельно. Накопленные негативные эмоции со временем выливаются в физическую проблему со здоровьем.

Неразрешенный внутренний конфликт оказывает негативное влияние на функционирование органов и систем взрослого человека. Ребенок отличается податливой, нестабильной психикой, которая формируется на том, что он видит, слышит, чувствует.

Если малыш столкнулся с неприятными физическими ощущениями или социальными проблемами во время испражнения, в дальнейшем он будет стараться всячески избегать повтора ситуации.

Вследствие этого ребенок подавляет позывы к опорожнению кишечника, удержанный кал твердеет в прямой кишке, формируясь в прочную пробку из каловых масс.

Запор, возникший на фоне психологического воздействия на детский организм, становится очередным звеном в цепочке проблем, превращая их в замкнутый круг: полученный стресс — страх пережить его снова — сдерживание позывов к опорожнению — запор — стресс от новой проблемы.

Причины и симптомы психологического запора

Психосоматика запоров не наблюдается у детей грудного возраста. Младенцы, если страдают запорами, то проблема имеет физиологическую природу. Психологическая причина задержки дефекации характерна для малышей старше 2 лет. Причиной отсутствия стула могут быть:

  • пережитый стресс;
  • эмоциональная травма;
  • чувство стыда;
  • знак протеста;
  • физическая боль.

Вследствие приобретенного негативного опыта похода в туалет у малыша на психологическом уровне формируется взаимосвязь между дефекацией и болью (психологическим давлением, неприятным ощущением, стыдом).

Вызвать нежелание у крохи опорожниться могут:

  • насильственные действия родителей при приучении к горшку;
  • наказание за произведение дефекации в штаны;
  • болевые ощущения во время стула по причине запора физиологического характера;
  • чувства стыда за чрезмерную и излишнюю опеку со стороны родителей;
  • протест против различных обстановок в семье;
  • насмешки со стороны ровесников в дошкольном или школьном учреждении;
  • неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • стеснение и чувство дискомфорта, которые нередко связаны с необходимостью посещать общественные туалеты в детском саду или школе.

Психологией болезни может являться нежелание ребенка делиться, отдавать, а родители настоятельно учат малыша быть щедрым.

Симптомы констипации, имеющей соматическую основу, мало чем отличаются от запоров физиологического характера. Часто родители долго не могут понять причину задержки стула и повторяют свои ошибки, которые спровоцировали и усугубляют проблему.

Обратить внимание стоит на особенности поведения малыша, сочетающиеся с характерными признаками запора:

  • ребенок упорно отказывается садиться на горшок;
  • чувствует стеснение ходить в туалет под наблюдением родителей;
  • выражает страх перед горшком или унитазом;
  • капризничает, плачет, кричит при проявлении настойчивости взрослыми усадить дитя на горшок для справления нужды по большому, но при этом без проблем может произвести мочеиспускание;
  • упрямо не соглашается опорожниться в детском саду;
  • наблюдается вялость;
  • нарушается сон;
  • снижается аппетит;
  • живот становится вздутым и твердым;
  • появляется отрыжка, боль в животе, частое испускание газов;
  • при длительной задержке кала в кишечнике может подняться температура, появиться тошнота, головная боль, жалобы на дискомфорт в области сердца.

Методы лечения запоров у детей разных возрастных групп

Чтобы справиться с проблемой, важно разобраться в причине, вызвавшей такую реакцию и найти отправную точку, с которой начался замкнутый круг.

Родителям важно проявить внимание и терпение. Бороться с отсутствием стула только медикаментозным методом или налаживанием питания в этом случае не всегда эффективно. Необходимо помочь маленькому человеку избавиться от стеснения, перестать бояться:

  1. Детям любого возраста не стоит показывать свое расстройство и озабоченность имеющейся проблемой. Дети старше 3-х лет отлично чувствуют обстановку и ловят эмоции родителей, огорченное лицо мамы только добавит малышу дополнительное беспокойство. Взрослым важно сохранять спокойствие и формировать позитив вокруг ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности и расслабиться.
  2. Если чадо боится горшка, можно купить новый, который не будет похож на прежний. Вместе выбрать его, а старый позволить ребенку самостоятельно выбросить. Убедить малыша, что новый горшок «добрый и больше не будет его обижать».
  3. Если ребенок посещает садик и наотрез отказывается ходить в туалет в детском учреждении, нужно предупредить воспитателя о наличии проблемы. Педагог, взяв во внимание стеснение малыша, поспособствует уединению чада, когда тот захочет посетить уборную.
  4. Что касается детей постарше (6-8 лет), то такому ребенку можно рассказать о строении человеческого тела, физиологии, функции выделительной системы. Не стоит нагнетать обстановку и пугать дитя страшными последствиями. Аккуратно объясните, что если сдерживать в себе отходы и вовремя не избавиться от них, то они начнут выпускать в организм ядовитые вещества и выводить из строя другие внутренние органы.
  5. С детьми младшего школьного возраста, особенно если причиной запора стало стеснение, важно соблюдать тактичность. Не нужно часто спрашивать, хочет ли сын или дочь в туалет.

 Загрузка …

Лечение психологического запора у детей

Иногда родителям не удается справиться с задержками дефекации у малыша самостоятельно. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалисту. Педиатр даст совет, касающийся правильного питания для маленького пациента, при необходимости назначит слабительное.

https://www.youtube.com/watch?v=9G9xF5QMqI0

В рацион детского питания нужно включить продукты, способствующие быстрому опорожнению:

  • чернослив;
  • курага;
  • сухофрукты;
  • спелые бананы;
  • абрикосы;
  • сливы;
  • отварную свеклу.

Отличным помощником в борьбе с запором является киви. Употреблять плоды нужно ежедневно по 1-2 шт.

В качестве медикаментозного метода лечения используют препараты Форлакс, Микролакс, Прелакс, ректальные глицериновые свечи, Дюфалак, Рекицен-РД.

Можно произвести очистительную клизму, но процедурой не стоит увлекаться. Частые клизмы способны нарушить микрофлору малыша.

Чтобы вылечить психологический запор, иногда приходится прибегать к комплексной терапии, где необходимо проведение копрограммы, консультация психолога, выполнение физических упражнений.

Советы психолога:

  1. С малышами в 2-3 года рекомендуется играть в ролевые игры с любимыми игрушками, прорабатывая основную причину, спроецировав ситуацию на кукол, мишек или роботов.
  2. Смогут помочь в лечении психологического запора тематические истории или сказки. Мама с папой могут придумывать их сами, используя в историях любимых героев ребенка или мальчика/девочку такого же возраста. Обязателен счастливый конец похожего случая. Это поможет малышу поверить в себя, понять, что подобная ситуация может произойти не только с ним, и проблема решаема.
  3. Желаемого результата можно добиться лепкой из пластилина. Это занятие понравится малышам в 2 года, 3, в 5 лет. С ребенком нужно налепить коричневых колбасок и поиграть в сказку про Каку-Буку, которая стучит в дверцу, и ее нужно выпустить в горшок. Сквозь неплотно сжатый кулак нужно пропустить пластилиновую колбаску и оставить в горшке. Затем спросить ребенка: не стучит ли Кака-Бука в дверцу? Нужно ее выпустить наружу.

Справляться с отсутствием дефекации можно с помощью утренней гимнастики. Комплекс упражнений включает:

  1. Бег на месте.
  2. Повороты туловища.
  3. Наклоны.
  4. Приседания.
  5. Ходьбу на четвереньках.
  6. Поочередные махи ногами, стоя на четвереньках.
  7. Прыжки с поочередной сменой ног.

Возможные осложнения и профилактика

Длительная констипация чревата развитием заболеваний толстой кишки, органов ЖКТ, появлением трещин в заднем проходе, интоксикацией организма с повышением температуры.

Чтобы избежать осложнений, рекомендуется лечить сложности со стулом согласно рекомендациям специалиста, соблюдать предложенную диету, включить в рацион продукты, содержащие пектин и клетчатку, предоставить ребенку эмоциональную поддержку.

Профилактикой послужат подвижные игры, гимнастика, употребление достаточного количества жидкости.

Побороть стеснение и страх помогут детские психологи. Такие специалисты есть в каждом дошкольном учреждении и учебном заведении.

Статья была одобрена редакцией Ссылка на основную публикацию

статьи:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://toxikos.ru/zapor/psihologicheskij-u-rebenka

Психологический запор у ребёнка: причины и эффективные приёмы лечения

Психологический запор у ребёнка: причины и эффективные приёмы лечения

Прежде всего, необходимо понимать, что такое психологический запор. Это затвердение каловых масс в результате того, что малыш хочет справить нужду, но сдерживает себя и терпит. Таким образом, получается замкнутый круг: ребёнок боится сходить в туалет по большому, а впоследствии уже и не может сделать это нормально.

. В медицине психологический запор называется неврогенным.

Часто появление психологического запора наблюдается в двухлетнем возрасте и совпадает с периодом приучения к горшку

Затруднения с дефекацией, как правило, впервые случаются в 2–3 года. Это тот период, когда ребёнок уже начинает осознавать свои физиологические потребности, но ещё не вполне понимает их необходимость и естественность.

Известны случаи, когда малыши 2–3 лет считали, что покакать — это нечто постыдное.

У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкивались с такой проблемой в младшем возрасте и, что важно, не преодолели её.

. С годовалого возраста ребёнок должен какать 1–2 раза в день. Допускается 1 раз в 2 дня, более длительная задержка дефекации считается запором.

Причины запора у ребёнка начиная с первого года жизни и до периода обучения в школе

Причин психологического запора не так уж и много, то есть родители могут практически безошибочно определить характер проблемы, вызвавшей нарушения стула.

  1. Плохие воспоминания. Возможно, малыш пережил неудачное опорожнение кишечника. Например, был понос, и мама очень огорчилась, увидев запачканные штанишки. Вот теперь карапуз и не хочет расстраивать родных — так что считает правильным сдерживать свои позывы. Или же не так давно случился запор, а затем при посещении туалета крохе было больно, появились микротрещинки вокруг анального отверстия — также неприятные воспоминания.
  2. Стеснение. Очень часто неврогенный запор наблюдается у малышей, которые начинают ходить в детский сад. Вполне вероятно, что крохе стыдно какать при других детках, так как он привык делать свои дела дома в знакомой обстановке. Кстати, это самая распространённая причина сложностей с дефекацией психологического характера у школьников — общественный туалет вызывает отвращение.
  3. Стресс. Эта причины выделена отдельно от предыдущей не случайно. Дело в том, что родители должны с большим трепетом и вниманием относиться к тому, как малыш оправляется: насколько часто, в каком месте (на унитаз или на горшок, причём по маленькому — в жёлтый, а по большому — в любимый, со спинкой). Эти мелочи создают для ребёнка психологический комфорт во время справления нужды. Не стоит ими пренебрегать.
  4. Боязнь наказания. Здесь речь идёт о таком важном моменте, как приучение к горшку. Далеко не все дети с первого раза понимают, что опорожнять кишечник нужно не в трусики, а на детском туалете. И родители, раздражённые связанными со стиркой и уборкой обстоятельствами, начинают резко и громко порицать малыша за такую оплошность. Вот и результат: кроха находит самый простой путь решения проблемы — не какать.

Коллективное высаживание на горшок в детском саду может стать для ребёнка испытанием и вызвать психологический запор, особенно если малыш стеснительный

Последствия запора: к чему может привести страх перед дефекацией

Если у ребёнка начались проблемы со стулом, действовать нужно незамедлительно, иначе последствия могут быть слишком серьёзными:

  • вздутие живота, вызванное застаиванием каловых масс, приводит к появлению болей в сердце и других органах, что объясняется рефлекторной реакцией на запор;
  • отсутствие аппетита, вследствие чего кроха худеет;
  • отрыжка, которая сопровождается выходом неприятного воздуха и отвратительным привкусом во рту;
  • изменение настроения — малыш становится капризным, менее активным, трудоспособным, болезненным из-за интоксикации организма.

. Если проблема со стулом не решается, то к 5–6 годам начинает нарушаться сон, снижается концентрация и ухудшается память, изменяется цвет кожных покровов (они становятся желтоватого оттенка).

Как помочь ребёнку и избавить его от боязни садиться на горшок

Действовать необходимо в трёх направлениях:

  • проконсультироваться с гастроэнтерологом и сдать анализ на дизбактериоз (определение количества лакто- и бифидобактерий) и копрологию (выявление паразитов);
  • смягчить каловые массы (чтобы они безболезненно выходили, и в дальнейшем не образовывались микротрещинки);
  • снять эмоциональный блок (дать уверенность в том, что такая ситуация больше не повторится).

. Запору очень важно не дать шанса для появления, то есть необходимо следить за тем, что малыш ест: включать в рацион больше фруктов и овощей, уменьшить количество сладостей и мучного.

При любых проблемах со здоровьем нужно консультироваться со специалистом, и запор — не исключение

Лечение, которое поможет сходить в туалет

При выявлении нарушений баланса микрофлоры или наличии паразитов доктор назначит эффективное лечение, а также подберёт подходящую диету. Правильный рацион включает:

  • соки (свекольный, морковный, тыквенный);
  • воду (суточная норма рассчитывается по формуле: 50 мл на 1 кг веса);
  • сухофрукты (чернослив, курага, изюм);
  • кисломолочные продукты (кефир, ряженка, простокваша).

. Полезными считаются кисломолочные продукты «не старше» 1–1,5 дней. В дальнейшем положительного эффекта от них нет, а вот вызвать запор такие кефиры-ряженки могут. Поэтому лучше готовить домашнюю простоквашу.

Берём 800 мл горячего, но не кипящего, молока, корочку чёрного хлеба, 2 ст. л. сметаны комнатной температуры.

Всё смешиваем, ставим в тёплое место (например, около батареи) и после загустевания выпиваем в течение 12 часов.

Если малыш не хочет есть овощи в сыром виде, «прячем» их в котлетки или супы. Не любит суп? Тогда превращаем его в суп-пюре и заливаем в бутылочку — в общем, потакаем капризам. Главное, чтобы ребёнок получил то, что нужно для правильного пищеварения.

Если для того, чтобы ребёнок съел правильную еду, нужна бутылочка, соглашайтесь — цель оправдывает средства

Кроме того, натощак очень полезно давать ребёнку 1 ч. л. вазелинового масла. Оно не всасывается, так что хорошо размягчает кал и облегчает процесс дефекации.

И, конечно, специалист может порекомендовать слабительные средства для облегчения стула:

  • Номазе;
  • Дюфлак;
  • Гудлак;
  • Порталак сироп;
  • Ливолюк-ПБ;
  • Ромфлак.

Но назначать то или иное лекарство должен только врач.

Психологическая помощь, чтобы преодолеть проблему

Прежде всего, мама и папа должны запастись терпением. Конечно, в 2–3 года ребёнок уже всё понимает, ему можно объяснить, что какать — это не больно, не стыдно и не наказуемо. Но! Делать это нужно на уровне понимания крохи, а также столько раз, сколько ему потребуется для осознания.

Похвала

Если вы вызвали (свечами, сиропом, диетой) желание покакать, то приготовьтесь к тому, что малыш будет бороться с собой, сдерживаться до последнего, плакать. Но, наконец, всё случится. Правда, в трусы.

Ругать за это нельзя ни в коем случае! В данной ситуации совершенно неважно куда, главное — это произошло. Похвалите, поцелуйте и сделайте акцент на том, что животик перестал болеть, попа в порядке.

Когда блок будет снят, постепенно приучайте к горшку: старайтесь поймать момент Х, поднести горшок, порадоваться тому, что кака попала куда надо и т. д.

Сказкотерапия

Этот приём используется в самых разных ситуациях, и в случае психологического запора также. Задача состоит в том, чтобы расслабить малыша, показать ему, что какать нужно обязательно, а вот терпеть нельзя.

Сказки увлекают детей, расслабляют и настраивают на нужный лад, что помогает уговорить малыша сесть на горшок

Примером такой полезной сказки может быть описание жизни какусика и пукусика, которые живут в попе, и очень расстраиваются, если их не выпускают погулять.

Или же история про каку, которая обитает в попе и стучится головой в дверцу, чтобы, как только она откроется, сразу выскочить. Но если дверь долго закрыта, то кака обижается, ложится поперёк и уже не может выйти.

И задача ребёнка состоит в том, чтобы помочь ей выбраться. А для этого нужно попу лечить: поставить свечку, которая подскажет каке выход.

Игры с пластилином

Этот приём помогает в том случае, если вы видите, что малыш начинает сдерживаться. Лепите шарики из пластилина, разминайте их в блинчики, раскатывайте по бумаге — эти действия очень хорошо расслабляют мышцы и, безусловно, отвлекают от неприятных мыслей.

Что такое психологический запор у ребенка

Это понятие еще в советское время вообще не употреблялось. Считалось, что дети в возрасте 2-3 лет, которые боятся горшка, всего лишь капризничают. Это очень неправильное утверждение.

Современные психологи доказали, что состояние, когда ребенок сдерживает процесс дефекации, вырабатывается на подсознательном уровне и наказаниями можно только ухудшить состояние.

Родители должны понимать, что дети 2-5-летнего возраста имеют много страхов, потому что у них постепенно пополняется жизненный опыт разными неприятными ситуациями.

Причины

Педиатры и психологи, благодаря своему опыту и многолетнему наблюдению за малышами, пришли к некоторым выводам, которые могут объяснить возникновение психологического запора у ребенка:

  1. Малыш не смог несколько дней сходить в туалет покакать, в итоге кал затвердевает и естественная дефекация происходит с болезненными ощущениями. Иногда даже возникают в анальном отверстии трещины, которые затем долго заживают и приносят массу неудобств ребенку. Через время малыш сдерживает процесс самостоятельно, чтобы не испытывать опять таких ощущений.
  2. Ребенка приучают к горшку и при неудачных попытках наказывают его. Малыш понимает, что получает наказание за процесс дефекации, и перестает совершать его, чтобы не получить негатив от родителей.
  3. Ребенка отдают в детский сад, и коллективные “посиделки” на горшках его явно не устраивают. Он может стесняться и зажимается. В результате через несколько дней возникает психологический запор.
  4. Малыш перенес кишечную инфекцию с многочисленными поносами. Он помнит свои ощущения, когда болит живот и бурчит. А также понимает, что каждый поход на горшок отвлекал его от интересной игры. Ко всему прочему, мама очень расстраивалась от каждого очередного жидкого стула. Поэтому после выздоровления ребенок начинает сдерживать свои позывы сходить по-большому, чтобы опять не заболеть.
  5. Негативная эмоциональная обстановка в семье способствует развитию психологического запора у ребенка 4 лет. В этом возрасте малыш уже очень четко чувствует настроение родителей. Он пытается сделать все, чтобы их не расстраивать. Ребенок понимает, что во время семейных скандалов нельзя отвлекать маму, чтобы и ему не перепало. Тогда в момент позывов к дефекации он начинает активно сдерживаться.

Психологические причины запоров у детей могут способствовать развитию еще более сложных состояний. Например, следующим неприятным сюрпризом становится каломазание. Это когда ребенок немного опорожняется в трусы.

Источник: https://my5card.ru/zapor/psihologicheskij-zapor-u-rebyonka-prichiny-i-effektivnye-priyomy-lecheniya.html

МедикЕксперт
Добавить комментарий