Маха-мудра (большая мудра)

«Королевские» позы йоги: Махамудра («Великий жест»)

Маха-мудра (большая мудра)

19 июнь 2012, 13:18

Махамудра традиционно держалась древними йогами в большом секрете. Знаменитый йогин-мудрец Патанджали пишет, что эта практика настолько же тайная, как наличие в доме дорогих драгоценых камней или интимные отношения между супругами.

Эту технику могут делают все серьезные практикующие, от начинающих до самых продвинутых йогов! Она не имеет противопоказаний и побочных эффектов, является совершенно безопасной.

Считается, что Махамудра приносит не только всевозможные полезные эффекты по здоровью (ее называют «молодильной» позой и «позой бессмертия»), но и также пробуждает Кундалини, и дарит сиддхи (сверспособности) Но самое главное, что Махамудра должна принести каждому среднему практикующему — это реальный опыт настоящей медитации и наполнение новой энергией: а разве не для этого мы делаем йогу?

Махамудра — продвинутое упражнение йогов, которое включает в себя Асану (позу), Кумбхаку (задержку дыхания), Мудру (энергетическую структуру или «жест») и Бандху (энергетический «замок»), т.е.

практически — несложную растяжку на физическом уровне, а также (наиболее важная часть) работу с Удджайи пранаямой и Кхечари мудрой (на уровне энергии), а также осознавание чакр, и в идеале также Унмани мудру — «молчание ума» (самый тонкий — ментальный уровень).

Махамудра воздействует на всех этих уровнях, меняя не только тело, но и ум, и привычки — а с ними и судьбу. Йоги говорят, что она «сжигает карму» — а это значит, что с ее помощью вы можете изменить себя и стать по-настоящему счастливее.

Махамудра — комбинированное упражнение, и надо учесть, что всю эту для некоторых неожиданно разнообразную «начинку» из разных техник в одном упражнении нужно выполнить слаженно, «без запинки». Так что начинающим следует прежде всего освоить каждый элемент отдельно (освоить позу, бандхи, задержку дыхания, разобраться с местоположением чакр), а уж потом приступать к выполнению Махамудры.

Однако не пугайтесь: на самом деле это не сложное упражение, и научившись грамотно выполнять составные части (и запомнив их правильный порядок выполнения!), можно достаточно быстро им овладеть, за 3-4 занятия.

Дальше пойдет, во-первых, наработка концентрации внимания («ротация сознания» по чакрам) — в этом помогут практики медитации (например, Тратак и другие), различные упражнения на повышение тонкой чувствительности,и во-вторых, увеличение времени комфортной (!) задержки — тут на выручку придет регулярная практика классических пранаям (Капалабхати, Бхастрика, Нади Шодхана, Уджайи и т.п.).

Выполнение

  1. Сядьте на коврик (можно дополнительно для комфорта подстелить плед), согнув левую ногу в колене, и вытянув прямую правую ногу вперед. Левой пяткой, подвернутой под таз, нужно прижать область промежности у мужчин (или основание вагины у женщин) — точку физичекого расположения Муладхара-чакры.
  2. С выдохом (дышим все время только через нос) наклоняемся корпусом вперед и беремся за большой палец правой ноги. Голову вперед не наклоняем. Глаза закрыты. Спина прямая (по возможности). Стараемся расслабиться в этом положении.
  3. Выполняем Кхечари-мудру (1-я ступень: прижать кончик языка к верхнему небу, либо 2-я ступень: «протолкнуть» язык как можно глубже по задней стенке глотки).

    Затем медленно вдыхаем, запрокидывая голову назад, открываем глаза и выполняем Шамбхави-мудру (пристально смотрим в межбровье, «закатывая» глаза вверх и фиксируя взгляд в центре, в основании переносицы: при правильном выполнении мы увидим переносицу как букву V).

    Выполняем задержку на вдохе (Антар Кумбхака) и Мулабандху («Корневой замок» — сокращаем мышцы промежности у мужчин\шейку матки у женщин).

  4. На задержке (она должна быть комфортной!) следует перемещать внимание от горла до основания позвоночника и обратно, мысленно повторяя названия трех чакр: «Аджна, Вишуддхи, Муладхара» во время прохождения внутреннего взора через эти точки, либо повторяя название мудр и бандх: «Шамбхави, Кхечари, Мула», так же «сканируя» эти области.

    Делаем так несколько раз, пока задержка комфортна — задержку держим столько, сколько можем без усилия! (Здесь мы не работаем через преодоление.)

  5. Для выхода из упражнения закрываем глаза, расслабляем Мула-бандху, возвращаем голову в нормальное положение (лицо смотрит вперед) и медленно, контролируемо выдыхаем.
  6. Выполняем весь цикл еще два раза (всего надо сделать три подхода). После этого меняем ногу (сгибаем теперь правую, выпрямляем левую), и выполняем три раза на правую ногу. Затем делаем еще три подхода с обеими ногами, выпрямленными вперед (как для Пасчимоттанасаны). Всего получается девять раз. Даже хорошо освоив Махамудру, не следует увеличивать число подходов в каждой позе: это может указать сделать лишь продвинутый йог, ставший вашим персональным наставником — т.е. ваш Гуру.

Полезные советы

  • Если положение Уттан Падасана вам не комфортно, можно практиковать Махамудру в Сиддхасане (для женщин – Сиддха Йони Асана). В этом случае пальцы складываем в Джняна или Чин мудру, и не подаемся корпусом вперед; делаем 5-10 подходов.
  • Махамудру не следует делать отдельно, как самостоятельную практику, лучше всего практиковать ее после комплекса асан (а также Шавасаны) и пранаям, но до медитации.
  • Практикуйте «внутреннюю» (ментальную) тишину во время выполнения. В идеале, все время выолнения вы должны находиться в состоянии УнМани – «не-ума»: активного, концентрированного безмыслия. Для этого практика должна быть доведена до автоматизма, чтобы не возникало мыслей «что делать дальше».

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Источник: https://hanuman.ru/blog/istorii-o-yoge/korolevskiye-pozy-yogi-makhamudra-velikiy-zhest

Практика Шамбхави Махамудра – развиваем концентрацию

Маха-мудра (большая мудра)

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня вам представится возможным ознакомиться с простым, но действенным методом, способным качественно изменить вашу жизнь. Это индийская практика Шамбхави Махамудра.

Какую пользу она приносит
Аджна-чакра
Техника выполнения
Противопоказания
Центр Иша в Индии
Заключение

Какую пользу она приносит

При регулярном её выполнении мышцы ваших глаз станут крепче, разум будет находиться в гармоничном спокойствии, а аджна-чакра получит мощное пробуждение.

Те, кто практикует шамбхави крийю хотя бы год, констатируют значительные сдвиги в лучшую сторону в умственном и эмоциональном отношении и другие важные перемены:

  • улучшается здоровье на физическом уровне;
  • осуществляется переход на более высокий энергетический уровень;
  • развивается осознанность и умение концентрироваться.

Практикующие отмечают, что со временем, что бы ни происходило вокруг, ничто не способно омрачить их ощущение непреходящего внутреннего счастья.

Они продвигаются ускоренными темпами по пути духовного совершенствования, и любые другие дела выполняют гораздо эффективнее, чем раньше.

Аджна-чакра

Слово «Аджна» значит «команда». Эта чакра управляет всеми телесными системами и сознанием. Она отвечает за знание на уровне интуиции. 

В Индии женщины рисуют между бровей красную точку, а мужчины – вертикальную чёрточку для пробуждения аджны и развития высшего сознания.

Это место используется для сосредоточения при выполнении шамбхави мудры. Оно находится в одной проекции с шишковидной железой.

Считается, что пока гипофиз подчиняется ей, человек ментально и физически здоров. Как только гипофиз берёт верх над шишковидной железой, в теле и в духовной сфере человека начинается полный разлад. 

Нарушается метаболизм и катаболизм, работа всех желез, что характеризуется общим нездоровьем. Поэтому важно держать под контролем аджна-чакру, и это возможно путём медитации.

Техника выполнения

Практику Шамбхави крийю выполняют каждый день 21 минуту. Для этого нужно сесть ровно, с выпрямленной головой, в любую удобную позу и расслабиться. 

Рекомендуют Падмасану – позу лотоса, но подойдут и другие, решающего значения это не имеет.

Необходимо, чтобы вокруг была тишина, и вас никто не побеспокоил в процессе выполнения. Опытные практики могут делать это упражнение где угодно, даже в транспорте, однако если вы новичок, то вам такой вариант не подойдет.

Далее нужно медленно и глубоко вдохнуть, при этом отклоняя голову назад, но не до конца. Прямыми руками опереться о колени. 

Глаза свести к носу и до предела поднять вверх пытаясь рассмотреть точку между бровями. Желательно приостановить мыслительный процесс и всё своё внимание сконцентрировать только на ней. 

Поначалу глаза будет трудно удержать в этом положении. Поэтому практику нужно выполнять с открытыми глазами – так легче контролировать их положение.

Дыхание нужно в конце вдоха какое-то время задерживать, без усилий, а потом, согнув руки и наклоняя голову вперёд выдохнуть так же, не спеша.

Голова к концу выдоха принимает опять вертикальное положение, глаза закрываются, но положение их остаётся таким же – сконцентрированным на межбровье.

Тело, по-прежнему, расслаблено, дыхание равномерное, спокойное. Нужно полностью отдаться ощущениям лёгкости и спокойствия ума.

Затем цикл повторять необходимое количество раз.

Противопоказания

Главный принцип выполнения любых упражнений в крийя – это не делать ничего через силу. Выполнение шамбхави через «не могу» может обернуться отслоением сетчатки, которое начинается с видения синих вспышек.

Не нужно эти вспышки путать с энергией – праной, которая не имеет цвета и при правильной технике выполнения представляется ярким или слепящим светом между бровей.

Синие вкрапления – это знак того, что человек переусердствовал. При их появлении или при ощущении дискомфорта и боли в глазах следует остановиться, дать глазам отдых и потом опять продолжить.

Лучший подход для начинающих – это делать практику по несколько секунд с перерывом на отдых. Во время перерыва следует посмотреть вдаль или закрыть глаза и перестать их напрягать.

Можно дать отдых закрытым глазам, прикрыв их ладонями. При этом полезно визуализировать тепло, входящее и выходящее из них.

Шамбхави считается безвредной практикой. Но если имеются серьёзные глазные болезни, лучше получить консультацию у врача. 

Есть вероятность, что глазное давление может подняться в ходе практики. Очки и контактные линзы перед медитацией нужно снять.

Заключение

Если вы не уверены, как правильно делать шамбхави, можно попросить любого компетентного учителя йоги показать вам технику её выполнения. В любом случае перед тем, как начать данную практику, посоветуйтесь со своим лечащим врачом.

На этом мы сегодня прощаемся с вами.

Рекомендуйте статью друзьям в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Источник: http://o-buddizme.ru/praktiki-i-meditaciya/shambkhavi-makhamudra

Махамудра

Маха-мудра (большая мудра)
Махамудра.

Махамудраподобна уму, ни за что не цепляющемуся. Путь не-деяния – вот путь всехБудд.


Выслушаймахамудру, дева-небожительница! Великий секрет махамудрыне выходит за пределы неописуемости, не возникает, не рождается. Все,имеющие форму, свободны от формы, не имеют формы. Они, как вершинахозяев формы, свободны от понятийтолстый и тонкий и являются сущностью беспредельности.

Махамудра-бинда-тантра.

Абсолютныйсмысл Самовозникшего
Постигается посредством приверженности.
Тот, у кого нет глаз,
Не сумеет увидеть сияния Махавайрочаны.

Внешниезахваченности, проявление объектов чувств
Постоянно текут как великое наслаждение.
Пойми это как нерождённую дхармакаю.
Внутренние фиксации, душа-сознание
Перескакивают с одного на другое, их нельзяпоймать как что-тореальное.
Поэтому рассматривай их как обнажённую интуициюбез фундамента.

В общем, все дхармы видимого существования
Изначально не существуют и не рождены.
Пойми их как сущность простоты.
Не желай пресечь сансару.
И потому нет нирваны, которой нужно достигать.
Сансара и нирвана – самоосвобождённыеизначальныесостояния.
Пойми этот союз как великое наслаждение.

Даже если ты опустошишь сознание будд трёх времён,
Не будет ничего более великого.

Песня Марпы о Дхарме Махамудры Майтрипы.

Точно так же,как небо покоится без поддержки, Махамудра не имеет объекта. Расслабьсяв состоянии невыдуманной естественности. Потеряв свои оковы, ты безсомнения достигнешь освобождения.

– И сансара, инирвана возникают в уме. Сущность твоего ума –изначальная мудрость. Потому нет никаких ступеней постижения: всёпроисходит в уме.
Восьмой Кармапа МикьёДордже.

Не стремись ни ккаким чувственным удовольствиям, ведь это великоенедомогание исказит состояние высочайшего блаженства. Устремляяськ объекту привязанности, ты поражаешь незапятнанныйум ядом желания.

Махамудра: Квинтэссенция УмаиМедитации. (Лучи лунного света Махамудры).

Махамудра (тиб.Phyag rGya Ch'en Po, Чагья Ченпо), буквальный перевод –Великий Символ (Печать). Частотолкования Махамудры высказываются и терминах символизма, поскольку”мудра” означает символ. Но на созерцательномуровне Махамудрысимволы не существуют как таковые, смыслпереживания прекращает существовать. То, что воспринимается, являетсядействительной реальностью. Вот почему это называется Махамудра,великий символ. Это символ, рождённый внутри, самопорождённая мудрость.
Линия учений Махамудры пришла от Индийских махасиддхов Наропы и Майтрипы и былапринесенав Тибет великим йогином-переводчиком Марпой,который передал её Миларепе,а тот в свою очередь Гампопе.Эти учения передаются через непрерывную линию мастеров до сих пор.
Дагла Ринпоче о Махамудре:

“махамудры находится за пределомрождения, роста и становления, не поддаётсявоображению; основа её, самовозникшая, непоявившаяся в результатеанализа, находится за пределами словесного определения и чувственноговоображения.

Махамудра находится за пределом четырёх определений,как-то: всё и ничто, пусто и не пусто, не имеет никакихпространственных и временных ограничений, находится в постоянномтечении во времени или в процессе чистой длительности, но над процессомтрёх фаз времени (прошедшего, настоящего и будущего). В ней нет нихорошего, ни плохого, она вездесуща и всеохватывающа.

Невозможно о нейсказать, что она есть или что её нет. Она – невидимаяи невоспринимаемая шуньята. Она не подвержена двум ошибкам: ошибке,утверждающей, что “всё существует”, и ошибке, утверждающей, что “ничтоне существует”. Не имеет свойства “подвергаться”. Её не создал бог и неисправят живые существа.

Ушедшая от всяких ошибок, она не имеетместопребывания в пространстве, не меняет цвета, ибо она его не имеет;не смешиваются её формы, ибо она не имеет их. При созерцании еёсамовозникает самадхи, сами очищаются грехи и самовозникает абсолютноезнание. Сами возникают Три Тела Будды, которые не имеют ни предела, нипроисхождения.

Махамудра наполнена возможностью отвергать и абсолютнопознавать. Она есть причина и закон возникновения материальныхэлементов и всего феноменального мира, и даже относительно неотчуждается от сансары и нирваны, не подвержена действиям разума.Нельзя найти её относительное местопребывание. Проявление её пустотное,пустотное имеет она проявление.

Каковы бы ни были её проявления, ниодно из них не осуществляется по-сансарному. Все её проявления присущивсем элементам сансары и нирваны. Недвойственная мудрость присуща ейпостоянно. Дхармовое пространство и сами дхармы в ней –как чистое небо. Она – шуньята, не имеющаясравнения и происхождения. Тождество блаженства и шуньяты –её природа.

Абсолютная, невидимая её форма полна высшей мудрости. Ейкак необходимость постоянно присуща шуньята. Она является высшим,абсолютным пространством всех познающих и всех дхарм-элементов. Всё этои называется махамудрой!…
… Махамудра есть Ясный Светинтуитивногопонимания черезмистическое озарение, который, не касаясь конкретного объекта, являетсясостраданием ради блага заблудших существ”.

Калу Римпочео Махамудре:

Махамудратроична:как основа, что относится к чистому качеству ума, всегда присущему всемсуществам; как путь, что относится к необходимым очищениям инакоплениям заслуг и мудрости; и как плод, что означает осуществлениеосновополагающей чистой природы. По-тибетски Махамудра звучит как”Чагья Ченпо”.

“Ча” объясняется как “изначальная мудрость, котораяпостигает пустоту всех явлений”, а “гья” как “не выходящая за пределы”,что означает, что ни одно из явлений сансары или нирваны не выходит запределы этой пустоты. Что же касается слова “ченпо”, которое означает”великая”, оно указывает на то, что нет ничего выше такого свершения.

Вы можете спросить, настолько ли это короткийпуть осуществления, как Маха-Ати.Конечно, да.Сказано Ваджрадхарой:”Если вы одно мгновение созерцаете в состоянии Махамудры, то в этоже мгновение вы достигаете буддовости.” Это путь, на которомотсутствуют великие трудности и лишения и для которого не нужно большойобразованности.

В соответствии со своими способностями и желаниемдостичь Пробуждения прямо в этой жизни вы можете избрать этот путь.Какие же качества для этого требуются? Великая духовная мудрость,посредством которой вы можете понять все грани Дхармы, великое усердиеи упорство, а также всецелая вера в учение.

Если у вас есть эти трикачества, значит у вас высшие способности и вы непременно получите отсвоего гуру наставления по практике Махамудры.

Согласно Джнянагарбха-тантре:

ПутьМахамудрыделиться на четыре части: 1) супруги, как возвышениячувственности (мистическое совершенствование: санск.кармамудра), 2) духовного обязательства (духовнаясвязь или обязательство: санск.самаямудра), 3) внутренней супруги проявленного осознавания (осознавание: санск.джнянамудра), и 4) всехфеноменов (феномены: санск.дхармамудра).

УчениеМахамудры имеет три аспекта –это МахамудраСутры, МахамудраТантры и Махамудра Сути.
В Махамудре Сутрыописываются стадии про­движения по пяти путям и десяти бхуми. Говоритсячто природа ума является Сияющей Ясностью иона незагрязнена ничем. Практикующий непосредственно медитирует нанеизменный ум, который неотделим от проявлений и пустотности.Относительная Истина –это случайные загрязнениями, а Абсолютная Истина –это Природа Будды. В действительности же, всё существующее свободно отконцептуализации и пустотно.
МахамудраТантры соответ­ствует Маха-йоге иАну-йоге Дзогчен, гдеиспользуется “мудрость примера”, чтобы прийти к “мудрости смысла”. ВМахамудре Тантры, медитирующий вводится в природу ума и одноточечноконцентрируется на этом. В результате, Ветра (rLung, ветер или энергия)входят в Центральный Канал (dBu Ma –центральный канал) и зарождают Туммо (gTum Mo, жар –Candali, Скт.), тогда развиваются четыре вида блаженства. Затеммедитирующий концентрируется на единстве блаженства и пустоты, длядостижения окончательной цели –состояния Махамудры.
МахамудраСути – то же,что Дзогчен, но не включаетвсебя Тхогел.

Из наставлений КалуРимпоче:

Сакья Пандитаговорил: “Если человек малогоума будет практиковать Махамудру,он родиться животным”.

Но если вы опираетесь на руководство сведущегонаставника, вы будете продвигаться безопасно и в нужном направлении:сперва развиваете твёрдую веру в истинность закона кармы, затемвыполняете простирания, подношение мандала, повторение стослоговоймантры Ваджрасаттвыи молитвы гуру-йоги.

Все эти предварительныепрактики очищают ваш ум и дают возможность накопить благие качества.Затем вы развиваете как относительную, так и высшую бодхичитту,постигаете успокоение ума (шаматха)и проникновение в суть (випашьяна) и практикуетеступени сотворения и растворения в созерцании йидама.

Когда излагается такой постепенный путь, многиедумают, что это для нихслишком уж много и слишком трудно, и теряют весь пыл, ещё даже несделав первый шаг. Другие становятся на путь, но через какое-то времярешают, что не смогут достичь Пробуждения, и также падают духом. Нестоит отчаиваться, ведь Буддав своей великой любви и сострадании далнаставления, пригодные для каждого, какими бы ни были его способности.

  • Линия устной передачимахамудры монастыря Ганден.
  • Сумбумы(собрание трактатов).
    • Учение о Махамудре (Кюнзиг Шамар Ринпоче).
    • СветочМахамудры (Целе Нацок Рандол).
    • Махамудра какобъединяющий принцип буддийского тантризма (Дандарон).
    • Традициямахамудры гелуг и кагью (Лосанга Чокьи Гьялцен).
    • Традициимахамудры гелуг и кагью (Лосанга Чокьи Гьялцен. pdf 3,08 Mb.).
    • Махамудра Джигтен Сумгона (Гарчен Ринпоче, 2004. pdf 3,64 Mb.).
    • Пятичленный Глубокий ПутьМахамудры славной линии Дрикунг Кагью (pdf588 Kb.).
    • Основы практикиМахамудры в изложении преподобного ламы Конг Ка.
    • Махамудра: Квинтэссенция УмаиМедитации (Лучи лунного света Махамудры) (Такпо Таши Намгьял).
    • Махамудра:Квинтэссенция Ума и Медитации (Лучи лунного света Махамудры) (ТакпоТаши Намгьял. pdf1,55 Mb.).
    • Квинтэссенция устныхнаставлений, касающихся видения, созерцания и поведения, согласномахамудре (Кунга Тензин).
    • Сокровищницапесен Сарахи.
    • “Песнь Махамудры” Тилопы.
    • Махамудра упадеша.
    • “Доха-Сокровище” Тилопы.
    • Тилопа и Наропа –диалоги.
    • Стихи Махамудры Наропы.
    • Ваджра-песнягосподина Марпы Лоцавы “Четыре буквы”.
    • Песня Махамудры(Марпа).
    • Молитва Махамудры(РангджунгДордже).
    • Сердце Махамудры(РангджунгРигпе Дордже).
    • Легко и свободно(Гендюн Ринпоче).
    • A Meditation Guide ForMahamudra (PeterBarth. pdf 432 Kb.).
    • Clear light of Bliss(геше Келсанга Гьяцо. djvu 7,12 Mb.). Нанароде.
    • Drikung Kagyu. Mahamudra Teachings (H.E. Garchen Rinpoche. pdf 167 Kb.). ftp.
    • Mahamudra. Meditationstages and contemporary cognitive psychology a study in comparativepsychological hermeneutics volume one (pdf37,9Mb.). Нанароде.
    • Cloudless sky: theMahamudra path of the Tibetan Kagyu Buddhist School (JamgonKongtrtil Rinpoche. pdf37,5Mb.). Нанароде.
    • Махамудра традиции Гелуг-Кагью.(Александр Берзин. Обзор коренного текста махамудрытрадиции гелуг-кагью. Москва, август 2006, русский перевод:Александр Нариньяни).

Пребывай визначальном блаженстве и прекрати эти мучения,Не оскверняйразмышлением ум, который чист в своей природе.

\

Источник: http://abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/Mahamudra.htm

МедикЕксперт
Добавить комментарий